Прага: Йозефов и Еврейский музей

Содержание:

Настал день возвращения домой, но из-за форс-мажора я не успел посетить Еврейский музей. А ведь всего-то нужно было уточнить его график работы! Так что встал я сегодня раньше обычного, собрал все свои шмотки в рюкзак, оставил ключ на ресепшене и бегом отправился заполнять досадный пробел в моём списке достопримечательностей. Надеюсь, я успею на самолет!

Еврейский музей и Йозефов

Билет в музей стоил 350 крон, включает он посещение всех ключевых объектов, кроме Староновой синагоги, поскольку это единственная действующая синагога, и управляется она не музеем, а еврейской общиной города.

В Еврейском квартале по понятным причинам очень много «камней преткновения», о которых я уже говорил в статье про Дрезден.

На «камнях преткновения» увековечены имена проживавших в этих местах людях, которые во время Второй Мировой в лучшем случае пустились в бега, в худшем — закончили свои жизни в немецких концлагерях. Этих двоих постигла поистине ужасная судьба: сначала их определили в «образцовый» чешский концлагерь Терезин, но уже через 2 года их вывезли в печально известный Освенцим, откуда они уже не вернулись.

Еврейский музей — это целый комплекс, состоящий из нескольких синагог, церемониального зала и древнего еврейского кладбища. Майзелова синагога (Maiselova synagoga) стоит первым номером в билете.

Йозефов как полноправный район сформировался в 1850 году, когда император Иосиф II (в честь которого он и был назван) объявил наконец о равноправии еврейского и христианского населения. Но еврейское гетто здесь появилось задолго до этого, еще в XIII веке.

Майзелова синагога

На протяжении почти всей истории пражские евреи подвергались гонениям разной степени тяжести, но своего апогея антисемитские настроения достигли, конечно же, накануне Второй мировой войны. Из уже действовавшего тогда Еврейского музея фашистские оккупанты планировали сделать антисемитскую выставку, а синагогу Майзеля использовали как временное хранилище реликвий, привезенных со всей страны. Печально это признавать, но благодаря этому городу удалось сохранить и архитектурное наследие района, и множество ценнейших артефактов.

Майзелова синагога названа в честь Мордехая Майзеля, который возглавлял еврейское поселение в XVI веке и, поскольку его положение в обществе это позволяло, спонсировал строительство многих важных объектов Еврейского города (в том числе и эту синагогу).
Здание было почти полностью уничтожено огнём в 1689 году, но впоследствии восстановлено. Как и многие другие здания столь почтенного возраста, синагога сильно преображалась множество раз, и на данный момент в архитектурном плане представляет собой трехнефный неоготический храм.
Сейчас здесь располагается крупнейшая коллекция артефактов, так или иначе относящихся к истории еврейского народа.
С еврейским гетто в Праге связана знаменитая легенда о глиняном Големе, который мог оживать и увеличиваться до гигантских размеров. Говорят, что раввин Лёв создал его для защиты своего народа. Некоторые верят, что он до сих пор где-то спит и ждёт своего часа.
Чего не ожидаешь увидеть в Еврейском музее, так это изображение Иисуса. Если я правильно понял, то в этом документе XVIII века некий еврей объявляет о своём обращении в католицизм, но просит при необходимости помочь ему и его семье.

Пинкасова синагога

Следующим пунктом было посещение Пинкасовой синагоги XVI века (Pinkasova synagoga), которую после Второй мировой войны превратили в душераздирающий мемориал жертвам Холокоста, проживавшим на территории Чехии и Моравии. Перед посещением этой синагоги мужчин просят покрыть голову — для этого выдают одноразовые кипы.

На стены Пинкасовой синагоги нанесены имена почти 80 тысяч евреев, погибших в немецких концлагерях.
Глядя на эти стены можно представить масштаб зверств нацистов, ведь все эти имена нанесены мелким шрифтом.
Именами покрыты стены нескольких помещений. От этого становится немного не по себе, ведь это отражение событий, произошедших всего лишь несколько десятков лет назад! Особенно жутко осознавать, что эти 80000 человеческих жизней — лишь капля в море пролитой крови.
Здесь перечислены самые печально известные концлагеря на территории Европы.

Старое еврейское кладбище

Из Пинкасовой синагоги вы сразу попадаете на Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) — очень атмосферное место. Здесь, на крошечном клочке земли, с начала XV века хоронили всех евреев Праги, и продолжалось это вплоть до 1787 года, когда на кладбище было сделано последнее захоронение. Здесь похоронены многие известные личности еврейского происхождения, в том числе тот самый рабби Лёв, что по легенде сотворил Голема.

Из-за нехватки места захоронения слоями нагромождались друг на друга, а надгробия заполняли всё доступное пространство самым причудливым образом.
Среди надгробий выделяются такие вот миниатюрные гробницы. Здесь, например, покоится Мордехай Майзель, тот самый филантроп, в честь которого названа Майзелова синагога. Сама гробница останков не содержит, они закопаны в землю.
Последним захороненным на кладбище человеком был Моисей Липман Бек.
Все надписи на плитах сделаны на иврите, даже годы смерти. Разобрать что-либо без пояснительных табличек совершенно невозможно.

С этим кладбищем связаны и так называемые «Протоколы сионских мудрецов» — поддельный антисемитский документ, в котором якобы раскрываются планы евреев по созданию мирового правительства и уничтожению христианских ценностей. Считалось, что мудрецы проводили тайные собрания на Старом еврейском кладбище и именно здесь строили планы по захвату мира. Появление этих протоколов в начале XX века спровоцировало мощный всплеск конспирологических теорий о «жидомасонском заговоре», чем активно пользовались нацистские пропагандисты.

Вид на кладбище с Клаусовой синагоги, находящейся в непосредственной близости к кладбищу. Она относилась к Погребальному братству, которая и занималась организацией похорон.

Клаусова синагога

Клаусова синагога (Klausová synagoga) в нынешнем виде была построена в конце XVII века на месте трех сгоревших в сильном пожаре зданий. Можно подумать, что своим названием синагога обязана некому Клаусу, но это не так. Комплекс из тех трех сооружений называли «klausur», что в переводе означает «маленькое здание» — отсюда и пошло название «Клаусова». Это довольно иронично, ведь на момент постройки новой синагоги она стала одной из крупнейших в городе. Сейчас тут находится постоянная выставка, посвященная быту и традициям евреев.

Почему-то на всех сайтах по запросу «Клаусова синагога» показывают это красивое здание. На самом деле это Церемониальный зал, а сама синагога находится слева!
Синагогальный ковчег (Aron Kodesh) — место для хранения свитков Торы. Он неплохо сохранился, в отличие от большей части интерьера. Во время оккупации помещение сильно пострадало.

Испанская синагога

Следующая остановка — Испанская синагога (Španělská synagoga). Она находится чуть дальше остальных объектов музея, но прямо на билете напечатана вполне доступная карта, так что даже я не заблудился.

По пути вы обязательно наткнетесь на монумент Франца Кафки, который родился в этом районе. Знаменитый писатель изображен верхом на безголовой фигуре — отсылка к его рассказу «Описание одной борьбы».
Испанская синагога — красивейшее здание в неомавританским стиле. Построена в 1868 году по проекту архитекторов Войцеха Игнаца Ульмана и Йозефа Никласа, как раз когда в Йозефове проводилась масштабная реконструкция района.
Но даже столь красивый фасад меркнет перед внутренним убранством синагоги. Это что-то невероятное! На строительство и создание столь детализированного интерьера ушло целых 25 лет.
Благодаря потрясающей акустике помещения здесь часто проводят органные концерты.
Тяжелый рюкзак на спине помешал мне сделать нормальное фото, поэтому тут теперь этот ад перфекциониста.
Стены Испанской синагоги покрыты позолоченными детализированными орнаментами, которые больше характерны для мечетей, чем для синагог. Страшно подумать, что такую красоту еще в 1986 году хотели снести!
Поскольку эта синагога тоже является частью Еврейского музея, здесь тоже можно увидеть постоянные и временные экспозиции.
Самое печальное здесь, конечно — это выставка детских писем, рисунков и игрушек узников Терезина — концентрационного лагеря севернее Праги.
Лагерные деньги Третьего рейха — банкноты, которыми пользовались узники Терезина. Не имели никакой фактической ценности.
Ваучеры на еду с пометкой «Jude».
Стихотворение «Вечер в Терезине» Евы Шульцовой, которой на момент депортации в Терезин было всего 10 лет. Она лишь мечтала, чтобы эти страшные вечера закончились. Была убита в Освенциме в декабре 1943-го.

Пожалуй, именно эта выставка произвела на меня сильнейшее впечатление. Всё же самое страшное в любой войне — это когда страдают дети.

На этом моменте я решил, что можно уже ехать в аэропорт, но взглянув на музейный билет увидел там ещё одну локацию: выставку иллюстратора Иржи Сливы под названием «My cup of Kafka». Честно говоря, не до конца понял, какое отношение эта выставка имеет к тематике Еврейского музея, но из любопытства решил заглянуть.

«28 оттенков Кафки». Окей.
«Кафкактус». Понимаю…
«Антарктизраиль»… Так, стоп, какого чёрта тут вообще происходит?!

Заключение

В общем, творчество Иржи Сливы меня не слишком впечатлило, да и время уже поджимало. Покинув квартал Йозефов, я в последний раз присел на брусчатку Староместской площади, глубоко вдохнул пражский воздух, поднялся… и понял, что сидел тут не один.

Дружище, я же тебя чуть не раздавил! Ты б хоть пикнул что ли… Ладно, бывай, мышонок, до встречи, Прага!
Обязательно когда-нибудь сюда вернусь. Чудесный город! 10 из 10. Советую всем.

Навигация: