Анталия: руины Перге

Содержание:

Настало время первого серьёзного испытания: добраться до руин древнего города Перге. Казалось бы, что в этом сложного, в конце концов технически они находятся прямо в черте города — в районе Аксу? Увы, если у вас нет денег на личный автомобиль, а на такси раскошеливаться нет желания — придется пройтись пешочком.

Едем до руин Перге на AntRay

Итак, захватив с собой пачку сырных Doritos и литр воды (даже не вздумайте в Турции ходить куда-либо без воды!), я отправился на остановку трамвая, благо она была совсем рядом с моим отелем.

AntRay — это линия современного скоростного трамвая Анталии, которая была открыта в 2009 году. В 2016, когда в Анталии проходила международная выставка, её продлили до места её проведения — Expo. С тех пор до Перге стало добираться чуточку проще, поскольку станция Аксу как раз находится на пути следования трамвая.

AntRay больше похож на линию метрополитена, чем на трамвай: здесь курсируют крупные составы с широкими вместительными вагонами, а некоторые станции даже располагаются под землёй. При этом надо учитывать, что ветка хоть и одна, но маршрута на неё по факту два: один идёт до Экспо, а другой поворачивает в сторону аэропорта — это указывается и на станционных табло, и на самих поездах. Главное — не перепутать!

Выйдя на станции Aksu, я сверился с картой и пошел, казалось бы, в нужном направлении. Сразу предупреждаю: увидите этот подъём — не нужно по нему карабкаться! Вы найдёте там только курятник (я не шучу) и бедные жилые дома. Это тот случай, когда лучше доверять указателям, а не карте.
К этому моменту пол-литра воды я уже выпил. И примерно столько же испарилось пота.
Парковка, небольшой рынок с сувенирами и вход в музей Перге.

Амфитеатр в Перге

Перед тем, как пройти через турникет, советую повернуть налево и оглядеться: вы увидите амфитеатр, который стоит в стороне от остальных руин. Вход на его территорию отдельный, вроде его даже бесплатно можно осмотреть, хотя там тоже есть касса. Стоимость входного билета в Перге составила 45 лир, но ценник на билете был исправлен наклейкой, что явно намекает на нестабильность цен.

Вид на амфитеатр со стороны парковки.
А это, как вы уже, наверное, поняли — изнутри!

И вот тут я даже впал в ступор, стоя на орхестре великолепного древнеримского театра, в полной тишине и одиночестве: за всё время, что я там провёл, в театр не зашел абсолютно никто!

Здесь я впервые ощутил столь близкий контакт с историей. Страшно подумать: этот театр был построен во II веке, во времена Римской Империи!
Круглое пространство в центре — это орхестра, площадка, на которой показывались представления. Позади располагается скена — место, где переодевались актеры перед выходом. Скену время не пощадило, но вроде существует даже проект восстановления театра.
Опасные участки закрыты для посетителей — установлены решётки и деревянные ограждения. Но осмотру руин они не мешают и вид сильно не портят.
Cохранились даже некоторые декоративные элементы. Вот, к примеру, барельефы из белого мрамора.
В таких нишах, судя по всему, раньше стояли статуи богов, украшавшие театр. Все найденные статуи и их фрагменты вывозятся с территории Перге, но их можно увидеть в Археологическом музее Анталии.
Поднявшись на верний ярус можно наткнуться на загадочный куб с древнегреческими письменами. Похоже на понеглиф из One Piece.
Не сфотал себя — не путешествовал, хе-хе.

Театр произвёл на меня сильное впечатление, но он является лишь малой частью комплекса, так что двигаемся дальше. Кстати, у входа в Перге есть сувенирный магазин, где помимо различного барахла можно купить и питьевую воду. Поскольку на тот момент я уже выпил бутылочку, я решил пополнить запасы, но совершил ужасную ошибку, взяв дополнительно всего 1 литр жидкости. Чтобы не подохнуть от жары в Перге, надо иметь минимум два, а лучше три литра на человека!

Итак, что же представляет собой Перге? Это руины очень древнего города, по легендам основанного героями Троянской войны (однако некоторые ученые полагают, что он намного старше). В своё время — самый крупный город Памфилии, он упоминается в Библии, по его улицам когда-то прошелся сам Александр Македонский, взявший его без боя. В общем, исторически значимое место!

Археологические работы в Перге ведутся по сей день. Тут мы видим сортировку найденных фрагментов — каждый камешек и кирпичик тщательно каталогизируется.

Стадион Перге

Второй после театра масштабный объект — неплохо сохранившийся древний стадион на 12 тысяч зрителей. Это немного нестандартный ипподром, поскольку он выполнен в форме подковы, а не привычного нам овала.

На фото видно, что дальняя изогнутая часть зрительских рядов сохранилась намного лучше. Сидения на переднем плане уже почти превратились в однородную груду камней.
А где-то и вовсе обнажились конструкции помещений, находящихся в основании стадиона.
Так они выглядят с другой стороны.
В каждой третьей нише был вход на стадион.
А между ними были торговые ниши: здесь, например, можно даже разглядеть остатки от какого-то прилавка. Вокруг валяются черепки от глиняной посуды, которые археологов, видимо, не заинтересовали.
Тоннель из арок между нишами выглядит словно портал в иное измерение.

Небольшое отступление. Что может испортить настроение, когда ты вовсю наслаждаешься моментом прикосновения к многовековой истории? Конечно же, наши с вами соотечественники, которым ты сначала любезно предлагаешь сфотографировать их семейство на фоне руин, а они оставляют после себя мусор прямо посреди памятника культуры! Пришлось в итоге тащить их бутылки до урны самому. Ну да ладно, двигаемся дальше.

Любопытная деталь: гуляя по руинам Перге можно наткнуться на пару скучающих подъёмных кранов. На самом деле, это тоже своеобразные экспонаты музея: согласно табличке, эти два старичка в своё время очень сильно помогли при раскопках в Перге и Сиде, за что их решили увековечить буквально на рабочем месте.

Римские и Эллинистические ворота

Южные ворота с остатками высоких городских стен. Их ещё называют Римскими воротами, они построены в VI веке. Радует сохранившаяся мостовая: в нижнем правом углу на фото можно заметить борозды от колесниц, въезжавших в город!
Сразу за ними виднеются руины Эллинистических врат, обрамленных полукруглыми башнями. Их возраст намного больше, датируются III-II веками до нашей эры.
С северной стороны можно увидеть остатки арки Адриана, построенной в честь небезызвестного императора.

Римские термы (бани)

К западу от башен расположен один из интереснейших объектов этого музея под открытым небом — огромные римские термы II века. Бани были для Древнего Рима настоящими центрами общественной жизни. И прямо как в современных спа-центрах, они делились на несколько функциональных зон.

Судя по всему, это остатки нимфея (или нимфеума) — традиционного святилища, посвященного водным нимфам. К эллинистическому периоду они почти утратили свой сакральный смысл и служили скорее украшением городских водоёмов.
Чуть дальше можно заметить разрушенные пропилеи (пропилон) — когда-то это был парадный вход в банный комплекс.
Аподитерий (apodyterium) — по сути, раздевалка. Вероятно, когда-то здесь были скамьи и места для хранения одежды, но сейчас тут сложно что-то выделить, кроме странного отверстия в центре.
Natatio (русскоязычного термина так и не нашел) — обычный плавательный бассейн. Непосредственно примыкает к палестре.
Палестра была античным спортзалом: молодые люди занимались здесь физическими упражнениями, а потом тут же балдели в бассейне. Кайф!
Через эту арку мы попадаем во фригидарий — помещение, предназначенное для охлаждения и восстановления после долгого принятия горячих ванн.
Вода здесь не обогревалась, поэтому прекрасно подходила для этих целей.
Сохранившийся фрагмент мозаики на полу фригидариума.
Следующий зал называется тепидарий (tepidarium) — тёплая комната.
Ванны как таковой тут уже нет, есть лишь небольшой водоём с тёплой водой. Здесь посетители просто лежали, расслаблялись и разогревали тело перед посещением самой горячей комнаты — кальдария (caldarium).
Кстати, тут можно увидеть гипокауст — античную отопительную систему, которая служила источником тепла для кальдария и тепидария. Нагретый от печи воздух поступал в специальную полость в фундаменте здания.

Базилика

Перге славился не только своими банями. Этот город был знаковым и для раннего христианства. Согласно Библии, его посещал с проповедями даже сам апостол Павел! Поэтому из более поздней архитектуры тут можно выделить развалины нескольких христианских базилик.

Вот, например, Южная базилика. Вернее, стена Южной базилики. Приблизительно VI век нашей эры. Вроде и очень давно, но это целых 400 лет спустя после возведения римских терм! Что такое 400 лет в архитектуре? Это, например, текущий возраст Томска. Перге — удивительное место, в котором буквально переплетаются эпохи.
Одинокий камешек с византийским крестом служит молчаливым свидетельством того, чем когда-то было это здание.

Агора и улица Аркадиан

Чуть севернее базилики расположилась агора — рыночная площадь квадратной формы, со всех сторон окруженная колоннами.
В центре агоры имеются руины какого-то круглого здания, предположительно храма.
Ну а дальше на целых 500 метров простирается центральная улица, украшенная колоннами — Аркадиан. По центру улицы был вырыт водный канал, а по обе стороны от него располагалась проезжая часть.

Вдоль центральной улицы шла активная торговля и располагались самые различные здания, подавляющая часть которых сейчас погребена под толстым слоем земли, ожидая своей очереди на раскопки.

Помимо жажды и опасности теплового удара, в Перге есть ещё одна проблема: колючки. Они намертво впиваются в подошву, в носки, шорты, царапают оголенные участки тела. Будьте аккуратны и смотрите, куда наступаете!
Помимо уже известных зданий и локаций, встречаются и руины никак не обозначенных на картах строений. От этого они кажутся ещё более загадочными.
Триумфальная арка Деметриуса-Аполлониуса, восстановленная методом анастилоза (это когда при реставрации оригинальные блоки возвращают на своё изначальное место).

А заканчивается Аркадиан прямо у подножия холма, на котором когда-то был Акрополь — верхний город. Здесь когда-то находился красивейший нимфеум с фонтаном, украшенный арками, колоннами и различными статуями — Зевса, Артемиды, Аполлона, а также аж двумя изваяниями всё того же императора Адриана — одной в одежде и одной совершенно голой.

Большинство статуй сейчас хранятся в музее Анталии, но Кестроса — речного бога, ныне безголового — всё же решили оставить на месте. Под статуей лежащего на боку божества виднеется продолговатое отверстие, из которого раньше и вытекала поступающая в канал вода.
За нимфеумом Кестроса заботливо проложена тропинка, ведущая к смотровой площадке на возвышенности. Силы мои давно были на исходе, но я всё же решился на последний рывок. Все-таки отсюда открывается отличная панорама древнего города, и только здесь можно оценить масштаб территории, на которой ведутся раскопки!
Возле акрополя центральная улица разделяется на западную и восточную части. И если в восточном направлении сейчас только начинаются какие-то восстановительные работы, то на западной части улицы уже есть на что посмотреть. Туда и отправимся.

Западная улица

Здесь тоже вырыт канал и стоят колонны.
Кстати, почти у каждой колонны есть небольшая табличка с выгравированным на ней спонсором, который помог эту самую колонну восстановить.
Как оказалось, на этой улице расположен один из самых любопытных объектов Перге — помещение с почти полностью сохранившейся мозаикой на полу! Снимать приходилось через решетку — защита от слишком уж клептоманистых туристов.
На мозаике изображены Одиссей, Агамемнон, Ахиллес, Аякс, а также Нефела, похищающая Ифигению (что странно, ведь обычно эту роль приписывают Артемиде).
Аккуратно отреставрированный фрагмент здания гимнасия, который сильно отличался от аналогичных заведений того времени нетипичной двухэтажной планировкой.
Здесь больше всего каменных блоков с выгравированными древнегреческими письменами. Почему-то именно они вызывают у меня особый трепет. Это же настоящие древние носители информации! Ух. Понимать бы ещё, что там написано.
Последний доступный для изучения объект Перге — это… ещё одни бани! Да, в Перге было как минимум два комплекса римских терм — настоящий туристический рай того времени, наверное.

К этому моменту мои силы уже практически иссякли, как и запасы воды. Понимая, что еще немного, и меня хватит тепловой удар, я наконец поспешил в обратную сторону — поближе к холодильнику с водичкой.

Уже на обратном пути я заметил, что в некоторых местах на стенах руин все еще можно заметить следы краски и орнаментов. Круто!
Кстати, у входа в объект есть объемная схема города. Приятно было сопоставить увиденное с тем, как это было в те времена.

Вот такая вот выдалась вылазка. Проникаться атмосферой античной истории продолжим завтра, уже в Археологическом музее Антальи!

Навигация: