Анталия: Археологический музей Анталии

Содержание:

Прогулка по руинам Перге хоть и была весьма интересной и познавательной, но вымотала меня изрядно. Так что продолжить знакомство с античной историей региона в менее жарком месте — в археологическом музее Анталии — было явно удачным решением. К тому же именно здесь хранится большинство статуй и артефактов, найденных в Перге.

Ретро-трамвай Анталии

Чтобы добраться до музея, можно воспользоваться линией ретро-трамвая, маршрут которого проходит через многие достопримечательности побережья Анталии. В очередной раз порадовался, что мой отель располагался в пешей доступности от станций обеих трамвайных линий!

«Ностальгический» ретро-трамвай Анталии (Nostalji tramvay hatti) курсирует по небольшой 4,7-километровой одноколейной линии. Честно говоря, я так и не понял, как работает этот фокус.
Интерьер вагона и вправду классический, используются оригинальные составы 1950-1960-х годов. Музей Анталии является конечной остановкой трамвая, так что в какой-то степени и сам трамвай можно считать частью музея.
А вот и музей! Не обошлось, правда, без приключений: дорогу между остановкой и музеем всю перекопали и мне пришлось перебегать её черт в пойми каком месте. Спасибо, что живой.

Археологический музей Анталии

Археологический музей Анталии (Antalya Müzesi) является одним из крупнейших музеев Турции. История музея началась после Первой Мировой войны. Дело в том, что в 1919 году Анталия была временно оккупирована итальянскими войсками, а сами итальянцы, пользуясь случаем, стали активно перевозить предметы старины на территорию своего посольства.

Внутри музея. Явно какой-то квестовый предмет!

Чтобы остановить это безобразие, будущий основатель музея Сулейман Фикри Бей попросил власти города назначить его чиновником, ответственным за археологические находки. Благодаря своему статусу, ему удалось сохранить в городе большую часть античного наследия.

Несколько раз музей переезжал, а в своем нынешнем виде открыл свои двери в 1985 году.

Внутри музея почти полтора десятка тематических залов, посвященных разным периодам истории — от каменного века до античности, от византийского периода до Османской Империи.

Есть детский зал (Çocuk Salonu), где представлены красочные модели известных архитектурных достопримечательностей региона.
А также забавные исторические миниатюры, изображающие быт местного населения.

Залы естествознания и доисторической эпохи

В залах естествознания и доисторической эпохи (Tabiat Tarihi ve Prehistoriya Salonu) выставлены различные артефакты, найденные при раскопках в Хаджиларе, Караине и других стоянках древних людей, датируемые палеолитом, неолитом и бронзовым веком.

Лежишь себе тысячелетиями в глиняном гробу, никого не трогаешь, а потом хоп — и становишься музейным экспонатом!
Простейшие каменные орудия труда раннего палеолита из пещеры Караин.

Зал керамики

В зале керамики (Seramic Eserler Salonu) витрины отсортированы по разным эпохам. Можно наглядно проследить, как менялись и совершенствовались технологии изготовления глиняной посуды.
А вот и подборка небольших находок из Перге, тут уже появляется стеклянная посуда!
Что происходит на этом кувшине? Почему парень слева достает чью-то ногу из чужой задницы?!
Бронзовая статуя Аттиса, симпатичного юноши из древнегреческой мифологии. Согласно легенде, отрезал своё мужское достоинство и стал звать себя девой. На статуе пока всё на месте (ну, кроме руки).
А примерно так я себя ощущаю сейчас, когда пишу эти строки. Статуя II века нашей эры.

Рядом с коридором, ведущим к основной экспозиции музея есть небольшой стенд, где дается любопытная информация по поводу скульптур. Оказывается, большинство древнеримских статуй — это копии еще более древних скульптур классического и эллинистического периодов. Римские скульпторы прибегали к различным ухищрениям, чтобы растиражировать статуи богов и императоров по всей Империи, в частности — к гипсовым слепкам, с помощью которых создавались своеобразные «негативы» оригинальных скульптур.

Коридор, соединяющий несколько залов со статуями.

А дальше находится сердце музея, где представлена внушительная коллекция античных скульптур древнеримского периода, найденных при раскопках в Перге. Сама выставка поделена на тематические зоны: Зал Богов, Зал Императоров. Отдельно стоит упомянуть зал, где хранятся скульптуры, некогда украшавшие скену театра Перге.

Зал Императоров и Зал Богов

Зал Императоров (İmparatorlar Salonu). То самое место, которое чаще всего выдает Google по запросу «музей Анталии».
Особое место в зале занимает император Траян, при котором Римская Империя разрослась до максимальных размеров. II век н.э., мрамор.
А вот и уже знакомый всем император-шалун Адриан!
Но мне все-таки больше понравился Зал Богов (Tanrılar Salonu). Например, вот эта небольшая статуя Немезиды (богини возмездия) за счет удачного освещения выглядит пугающе живой.
Статуя Афродиты с щитом. На щите виднеется надпись на древнегреческом, которую можно примерно перевести как «Клавдий Пейсон посвящает». Клавдий был очень богатым любителем искусства, поскольку в Перге часто находили работы, подписанные его именем.
Минерва (Афина) — одна из самых почитаемых богинь древнеримского пантеона. Богиня войны и мудрости, покровительница ремесленников, врачей и деятелей искусства. Статуя II в н.э, но было установлено, что она является копией другой статуи — IV в. до н.э.
Диана (Артемида) была богиней-покровительницей города Перге.

Далее вы попадаете в многоуровневое помещение, где соседствуют Мозаичный зал (Mozaik Salonu), выставка мраморных портретов (Mermer Portreler) и другие небольшие стенды с различными любопытными находками.

Знаменитая история о приключениях Ахиллеса и его пятки в Мозаичном зале.
Я сначала подумал, что это головы от скульптур, для которых в процессе раскопок не нашлось подходящего тела, но похоже, что это именно портреты, которые так и выглядели изначально.
Тут есть даже каменный стол для древнеримской настолки «Ludus duodecim scriptorum», за которым можно посидеть! Сыграть, правда, не получится: правила игры канули в лету. Предполагают, что она была похожа на современные нарды.
Помимо храмов и полноразмерных скульптур богов существовали и маленькие домашние алтари. На некоторых есть крошечные барельефы, другие же выглядели просто как колонна с текстом.

Зал Театра Перге

Следующий зал, украшенный красивым тёмно-зелёным мрамором — Зал Театра Перге (Perge Tiyatrosu Salonu). Как видно из названия, здесь хранятся скульптуры, барельефы и элементы декора театра Перге, найденные при раскопках в 1985–1993 годах.

Мощное мускулистое тело даже без головы сразу дает понять, что перед нами никто иной как Геркулес.
Вот они, слева направо: император Марк Ульпий Нерва Траян… и ещё какие-то императоры.
Общий вид зала. В центре композиции — статуя Марсия, который так здорово играл на флейте, что вызвал на баттл самого Аполлона. Правда, в итоге он поплатился за это собственной кожей.

Зал погребальной культуры

Первый этаж музея завершается мрачноватыми залами культуры захоронений (Ölü Kültü Salonu) и саркофагов (Lahitler Salonu). Интересно, что здесь представлены артефакты не только античного, но и более поздних периодов, хотя все они так или иначе связаны со смертью.

Особое место в коллекции занимает «саркофаг Геркулеса», барельефы на котором изображают все подвиги Геракла. Из информационного стенда можно узнать, что в 1960-х годах он был нелегально вывезен за границу, но благодаря совместным действиям Швейцарии и Турции всё-таки вернулся на родину.
Саркофаги приспосабливали под размер тела. Вот, к примеру, маленький детский саркофаг.
Есть даже саркофаги для животных! По сильно истершимся надписям все же удалось установить, что саркофаг создан по инициативе одинокой, но богатой леди, в честь ее любимой собачки.
Есть тут и более «современные» находки — византийского и османского периодов.
Геркулес Фарнезский из Перге, одна из множества реплик известной оригинальной статуи, при этом отличающаяся высоким качеством исполнения.

В зале находится лестница, ведущая на второй этаж, где располагается монетный зал (Sikke Salonu).

В обширной коллекции музея есть монеты самых разных периодов — от античности до времен Османской империи.
Внезапно — иконы!

На этом основная экскурсия закончилась, и я вышел на улицу — оказывается, у музея есть еще и внутренний двор.

Двор, к слову, очень уютный: тут пальмы, керамические урны, элементы декора из разных руин — буквально часть экспозиции расположена под открытым небом!
Но меньше всего я ожидал тут увидеть куриц и павлинов.

Заключение

Завершить сегодняшний день я решил ненапряжно: на уже привычном уютном скалистом пляжу с пачкой Doritos и баночкой холодненького Fuze Tea.

Это был единственный момент за весь отпуск, когда я застал пасмурную погоду и даже немного поплавал под дождём. Увы, но он быстро кончился!
Длинная, но тонкая палка шаурмы. Неплохое завершение очередного дня.

Навигация: