Прогулка по руинам Перге хоть и была весьма интересной и познавательной, но вымотала меня изрядно. Так что продолжить знакомство с античной историей региона в менее жарком месте — в археологическом музее Анталии — было явно удачным решением. К тому же именно здесь хранится большинство статуй и артефактов, найденных в Перге.
Ретро-трамвай Анталии
Чтобы добраться до музея, можно воспользоваться линией ретро-трамвая, маршрут которого проходит через многие достопримечательности побережья Анталии. В очередной раз порадовался, что мой отель располагался в пешей доступности от станций обеих трамвайных линий!
«Ностальгический» ретро-трамвай Анталии (Nostalji tramvay hatti) курсирует по небольшой 4,7-километровой одноколейной линии. Честно говоря, я так и не понял, как работает этот фокус.Интерьер вагона и вправду классический, используются оригинальные составы 1950-1960-х годов. Музей Анталии является конечной остановкой трамвая, так что в какой-то степени и сам трамвай можно считать частью музея.А вот и музей! Не обошлось, правда, без приключений: дорогу между остановкой и музеем всю перекопали и мне пришлось перебегать её черт в пойми каком месте. Спасибо, что живой.
Археологический музей Анталии
Археологический музей Анталии (Antalya Müzesi) является одним из крупнейших музеев Турции. История музея началась после Первой Мировой войны. Дело в том, что в 1919 году Анталия была временно оккупирована итальянскими войсками, а сами итальянцы, пользуясь случаем, стали активно перевозить предметы старины на территорию своего посольства.
Внутри музея. Явно какой-то квестовый предмет!
Чтобы остановить это безобразие, будущий основатель музея Сулейман Фикри Бей попросил власти города назначить его чиновником, ответственным за археологические находки. Благодаря своему статусу, ему удалось сохранить в городе большую часть античного наследия.
Несколько раз музей переезжал, а в своем нынешнем виде открыл свои двери в 1985 году.
Внутри музея почти полтора десятка тематических залов, посвященных разным периодам истории — от каменного века до античности, от византийского периода до Османской Империи.
Есть детский зал (Çocuk Salonu), где представлены красочные модели известных архитектурных достопримечательностей региона.А также забавные исторические миниатюры, изображающие быт местного населения.
Залы естествознания и доисторической эпохи
В залах естествознания и доисторической эпохи (Tabiat Tarihi ve Prehistoriya Salonu) выставлены различные артефакты, найденные при раскопках в Хаджиларе, Караине и других стоянках древних людей, датируемые палеолитом, неолитом и бронзовым веком.
Лежишь себе тысячелетиями в глиняном гробу, никого не трогаешь, а потом хоп — и становишься музейным экспонатом! Простейшие каменные орудия труда раннего палеолита из пещеры Караин.
Зал керамики
В зале керамики (Seramic Eserler Salonu) витрины отсортированы по разным эпохам. Можно наглядно проследить, как менялись и совершенствовались технологии изготовления глиняной посуды.А вот и подборка небольших находок из Перге, тут уже появляется стеклянная посуда!Что происходит на этом кувшине? Почему парень слева достает чью-то ногу из чужой задницы?!Бронзовая статуя Аттиса, симпатичного юноши из древнегреческой мифологии. Согласно легенде, отрезал своё мужское достоинство и стал звать себя девой. На статуе пока всё на месте (ну, кроме руки).А примерно так я себя ощущаю сейчас, когда пишу эти строки. Статуя II века нашей эры.
Рядом с коридором, ведущим к основной экспозиции музея есть небольшой стенд, где дается любопытная информация по поводу скульптур. Оказывается, большинство древнеримских статуй — это копии еще более древних скульптур классического и эллинистического периодов. Римские скульпторы прибегали к различным ухищрениям, чтобы растиражировать статуи богов и императоров по всей Империи, в частности — к гипсовым слепкам, с помощью которых создавались своеобразные «негативы» оригинальных скульптур.
Коридор, соединяющий несколько залов со статуями.
А дальше находится сердце музея, где представлена внушительная коллекция античных скульптур древнеримского периода, найденных при раскопках в Перге. Сама выставка поделена на тематические зоны: Зал Богов, Зал Императоров. Отдельно стоит упомянуть зал, где хранятся скульптуры, некогда украшавшие скену театра Перге.
Зал Императоров и Зал Богов
Зал Императоров (İmparatorlar Salonu). То самое место, которое чаще всего выдает Google по запросу «музей Анталии».Особое место в зале занимает император Траян, при котором Римская Империя разрослась до максимальных размеров. II век н.э., мрамор.А вот и уже знакомый всем император-шалун Адриан!Но мне все-таки больше понравился Зал Богов (Tanrılar Salonu). Например, вот эта небольшая статуя Немезиды (богини возмездия) за счет удачного освещения выглядит пугающе живой.Статуя Афродиты с щитом. На щите виднеется надпись на древнегреческом, которую можно примерно перевести как «Клавдий Пейсон посвящает». Клавдий был очень богатым любителем искусства, поскольку в Перге часто находили работы, подписанные его именем. Минерва (Афина) — одна из самых почитаемых богинь древнеримского пантеона. Богиня войны и мудрости, покровительница ремесленников, врачей и деятелей искусства. Статуя II в н.э, но было установлено, что она является копией другой статуи — IV в. до н.э.Диана (Артемида) была богиней-покровительницей города Перге.
Далее вы попадаете в многоуровневое помещение, где соседствуют Мозаичный зал (Mozaik Salonu), выставка мраморных портретов (Mermer Portreler) и другие небольшие стенды с различными любопытными находками.
Знаменитая история о приключениях Ахиллеса и его пятки в Мозаичном зале.Я сначала подумал, что это головы от скульптур, для которых в процессе раскопок не нашлось подходящего тела, но похоже, что это именно портреты, которые так и выглядели изначально.Тут есть даже каменный стол для древнеримской настолки «Ludus duodecim scriptorum», за которым можно посидеть! Сыграть, правда, не получится: правила игры канули в лету. Предполагают, что она была похожа на современные нарды.Помимо храмов и полноразмерных скульптур богов существовали и маленькие домашние алтари. На некоторых есть крошечные барельефы, другие же выглядели просто как колонна с текстом.
Зал Театра Перге
Следующий зал, украшенный красивым тёмно-зелёным мрамором — Зал Театра Перге (Perge Tiyatrosu Salonu). Как видно из названия, здесь хранятся скульптуры, барельефы и элементы декора театра Перге, найденные при раскопках в 1985–1993 годах.
Мощное мускулистое тело даже без головы сразу дает понять, что перед нами никто иной как Геркулес.Вот они, слева направо: император Марк Ульпий Нерва Траян… и ещё какие-то императоры.Общий вид зала. В центре композиции — статуя Марсия, который так здорово играл на флейте, что вызвал на баттл самого Аполлона. Правда, в итоге он поплатился за это собственной кожей.
Зал погребальной культуры
Первый этаж музея завершается мрачноватыми залами культуры захоронений (Ölü Kültü Salonu) и саркофагов (Lahitler Salonu). Интересно, что здесь представлены артефакты не только античного, но и более поздних периодов, хотя все они так или иначе связаны со смертью.
Особое место в коллекции занимает «саркофаг Геркулеса», барельефы на котором изображают все подвиги Геракла. Из информационного стенда можно узнать, что в 1960-х годах он был нелегально вывезен за границу, но благодаря совместным действиям Швейцарии и Турции всё-таки вернулся на родину.Саркофаги приспосабливали под размер тела. Вот, к примеру, маленький детский саркофаг.Есть даже саркофаги для животных! По сильно истершимся надписям все же удалось установить, что саркофаг создан по инициативе одинокой, но богатой леди, в честь ее любимой собачки.Есть тут и более «современные» находки — византийского и османского периодов.Геркулес Фарнезский из Перге, одна из множества реплик известной оригинальной статуи, при этом отличающаяся высоким качеством исполнения.
В зале находится лестница, ведущая на второй этаж, где располагается монетный зал (Sikke Salonu).
В обширной коллекции музея есть монеты самых разных периодов — от античности до времен Османской империи.Внезапно — иконы!
На этом основная экскурсия закончилась, и я вышел на улицу — оказывается, у музея есть еще и внутренний двор.
Двор, к слову, очень уютный: тут пальмы, керамические урны, элементы декора из разных руин — буквально часть экспозиции расположена под открытым небом!Но меньше всего я ожидал тут увидеть куриц и павлинов.
Заключение
Завершить сегодняшний день я решил ненапряжно: на уже привычном уютном скалистом пляжу с пачкой Doritos и баночкой холодненького Fuze Tea.
Это был единственный момент за весь отпуск, когда я застал пасмурную погоду и даже немного поплавал под дождём. Увы, но он быстро кончился!Длинная, но тонкая палка шаурмы. Неплохое завершение очередного дня.