Пусан: храм Помоса и культурная деревня Камчхон

Содержание:

В этот день по плану была прогулка по парку Игидэ, однако с утра я глянул прогноз погоды и выяснил, что уже на следующий день погода сильно испортится. К тому же, поскольку вчера я успел прокатиться на канатной дороге Busan Air Cruise, все мои планы немного сдвинулись. Поэтому последний солнечный день в Пусане я решил посвятить двум красочным достопримечательностям — храму Помоса и культурной деревне Камчхон.

Путь к храму Помоса

Едем до станции Beomeosa.

Сегодня я смог побороть чувство неловкости и смог сделать пару фотографий внутри вагона пусанского метро. Из особенностей — открытые переходы между вагонами и… полки для багажа!

Если я всё правильно понял, то в объявлении на дверях говорится о том, что с 7:00 до 9:00, а также с 18:00 до 20:00 в этом вагоне разрешено находиться только женщинам.

Женские вагоны в часы пик — идея хорошая. Проблема сексуальных домогательств в общественном транспорте, к сожалению, актуальна и для Южной Кореи. «А кто будет за этим следить? Ну зайду я в такой вагон в неположенное время, и что?» — спросите вы. Но рисковать и наглеть не советую: в каждом поезде есть самый настоящий охранник, который патрулирует весь поезд!

Единый элемент оформления на линиях Пусана — вот такой вот кружочек с названием станции на 4 языках (корейский, английский, китайский и японский) и ее порядковым номером (ну, вдруг вы ни один из этих языков не знаете). Указатель с цифрами наверху — номера выходов, их может быть очень много.
Станцию, не оборудованную хотя бы одним лифтом, в Корее встретишь очень редко. О маломобильных группах населения здесь заботятся очень хорошо.

Кстати, только при написании этих строк я обратил внимание на узор, которым украшена станция Beomeosa: он состоит всё из тех же буддистских свастик. Красота!

Хотя большая часть станций в Пусане выполнена в едином стиле, декор стен у них может быть самый разный. К примеру, эти текстурные кирпичи хороши уже сами по себе, но их многоуровневая рельефная кладка задает еще и дополнительный узор, который виден только под определенным углом! Круто.

После метро придется немного пройтись пешком до автобусной остановки: существует автобусный маршрут №90, который подвезет прямо ко входу на территорию храма. Уже здесь можно встретить организованные группы туристов, поднимающихся к остановке. Туристы в основном — выходцы из азиатских стран: китайцы, филиппинцы, встречаются японцы. Европейцев в Пусане вообще редко встретишь.

По этому тротуару проходят практически все туристы, направляющиеся в храм Помоса. Поэтому тут много магазинчиков с туристическим снаряжением — рюкзаками, треккинговыми палками, флягами и т.п.

Когда выходишь из автобуса, сразу же чувствуешь совершенно иную атмосферу, чем в том же храме Хэдон Ёнгунса: вокруг раскинулись горы и леса, проложены широкие тропинки, в целом меньше суеты. А журчание ручья, текущего со склона горы, приятный шелест листвы задают прогулке куда более спокойный и созерцательный тон.

В ручье то тут, то там попадаются валуны с выгравированными иероглифами. Понятия не имею, сколько лет этим надписям, но многие из них выглядят затертыми от постоянного воздействия воды.

Храм Помоса в Пусане

Буддийский монастырь Помоса (понятия не имею, откуда при романизации берется это «Beomeosa», когда даже в объявлениях в метро чётко слышится «Помоса») — это один из древнейших и самых крупных монастырей в Корее. Располагается он на горе Кымджонсан, а его история началась еще в VII веке: с тех пор он неоднократно уничтожался (во время японских вторжений), перестраивался, реконструировался и расширялся.

Первое, что видит посетитель монастыря — одноколонные врата Ильчумун (Beomeosa Iljumun), построенные в 1614 году. Символизируют единственный верный путь просветления.
Далее идут врата Четырех Небесных Королей, каждый из которых оберегает свою часть света. Статуи Королей весьма колоритные. Здесь изображены короли Запада и Севера. Интересно, что парень, держащий миниатюрную пагоду является хранителем Запада, а не Востока, как можно подумать.
Воинственный небесный король с мечом охраняет рубежи Юга, а веселый парень с гитарой (ладно, с пипой) — видимо, любитель восточной музыки.
Третьи врата (Beomeosa Burimun) выглядят совсем уж новоделом. Даже сомнительно, что тут остались хотя бы детали от оригинальных врат 1699 года. Символизируют Недвойственность в буддизме — единство мира нашего и мира Будды.
Далее идет двухэтажный лекционный зал, который по сути представляет собой еще одни ворота — через них вы наконец попадете в основной двор монастыря.

Поднявшись на площадку перед зданием лекционного зала, не забудьте обернуться назад. С этого места открывается потрясающий вид! Даже представить сложно, что такая красота располагается буквально в черте трехмиллионного мегаполиса.

Чудесное место! Даже слов нет. Пересматриваю фотографии и вспоминаю то ощущение уюта и умиротворенности.
Сбоку можно увидеть колокольню за странным высоким забором. Забор такой формы ожидаешь увидеть у бабули на даче, но никак не в горном буддистском монастыре.
А с противоположной стороны — настоящие заросли огромного бамбука!

Далее — главный двор, по периметру которого располагаются основные точки притяжения туристов. Здесь очень много различных зданий, назначение которых далекому от буддизма человеку понять очень сложно. Пишут, что в комплекс монастыря входит около 160 построек — от крупных молелен до небольших хижин отшельников.

Жара стояла невыносимая, солнце предательски светило мне в объектив и в хлебало, но даже это не мешало проникнуться атмосферой этого места.
Главный зал, по совместительству — старейшее здание, дожившее до наших дней. Было построено в 1614 году после уничтожения монастыря во время очередного японского вторжения.
Во дворе скромно стоят ценнейшие исторические реликвии. Вот, например, фонарь IX века, переживший разрушение храма!
А вот эти странные и не менее древние камни с отверстиями предназначались для фиксации между ними флагштоков во время мероприятий. Удивительно, но они используются по назначению и по сей день!
Симбиоз прошлого и настоящего: павильон с ритуальным барабаном на втором этаже соседствует с торговой лавкой с пластиковыми окнами на первом.
Какая-то маленькая невзрачная каменная пагода. А теперь вдумайтесь: этой штуковине больше тысячи лет!
Монахи-строители прошлого будто знали, что через сотни лет отсюда можно будет сделать красивое фото.
«Идет медитация. Ведите себя тихо.»
«Туалет там!»
Признайтесь, вы нарочно разместили эти таблички в одном месте!
Гигантский валун с выгравированной восточной мудростью. Я человек немудрый, поэтому я понятия не имею, что там написано.
Гуляя по таким переулкам напрочь забываешь, какой сейчас век.

Хайкинг-тропа в районе храма Помоса

Еще какое-то время побродив по территории комплекса, я наткнулся на указатель к прогулочной тропе (hiking trail). Мне стало любопытно, и я двинулся в неизвестном направлении. Картина, представшая моим глазам, оказалось удивительной!

Здесь располагается целый сад камней, из которых трудолюбивые корейцы проложили лесную тропинку.
Через место, где камней было слишком много, пробросили деревянный мостик.
Данный стенд наглядно учит туристов различать разные виды сосен по форме иголок. Зачем? Да просто так, для общего развития! Умилительно.
Местный житель. Да, арахнофобам тут придется несладко.
Невероятной красоты каменный мост, покрытый мхом. Куда же в конце концов ведет тропинка?
Какой-то древний жернов валяется вот так, посреди леса. От таких неожиданных вещей так и веет какой-то магией.
Вот куда ведёт тропа!

Дорога привела меня в местечко под названием Geumgangam Hermitage. Дело в том, что Помоса — это не один храм с сопутствующими постройками, а целый храмовый комплекс, отдельные части которого разнесены на приличные расстояния. Всего существует 11 «эрмитажей» — это своего рода «филиалы», административно ассоциированные с монастырем Помоса. Так вот, большинство туристов до них попросту не добираются! А зря. Здесь, к примеру, я увидел всего пару человек, которые вскоре скрылись в одном из зданий. К сожалению, вместо них мне дорогу перегородила… стая собак!

«А туда ли ты зашел, пацанчик?»

Этот пёс был единственным, кому мой визит явно не понравился. Он сначала несколько раз гавкнул, а потом буквально выпроводил меня к воротам: проваливай, мол, отсюда! Честно говоря, с собаками мне конфликтовать не хотелось, и мне пришлось уйти. Обидно — уже дома я узнал, что на территории этого храма есть несколько любопытных объектов. Что ж, как-нибудь… в другой раз?

«Ходят тут всякие…»

Вернувшись на территорию монастыря Помоса, я зашел еще и в местный музей. Снимать там было запрещено, зато вход бесплатен и можно взять буклет. В общем, положа руку на сердце — в отличие от распиаренного и сугубо туристического Хэдон Ёнгунса, в этот храмовый комплекс действительно хочется когда-нибудь вернуться. Посетить удаленные эрмитажи, прогуляться по крепости Кымджонсансон, дойти до вершины горы Кымчжонсан, где находится колодец, в который по легенде с неба спустилась золотая рыбка. Это место хочется изучать!

Культурная деревня Камчхон

Ну а пока еще светло, я должен успеть в еще одно замечательное место, с которым часто ассоциируется Пусан — культурную деревню Камчхон!

В жизни Камчхон оказался еще более красочным, чем на фотках в интернете. Ощущение, будто попал в мультфильм!

Культурная деревня Камчхон (Gamcheon Culture Village) — это буквально бывшее гетто, а ныне — одна из самых посещаемых и красивых достопримечательностей Пусана. Расположена она в районе Саха-гу, Камчхон-дон.

Дома в деревне раскрашены таким образом, чтобы по соседству не оказалось двух зданий одного цвета. Скатные крыши покрашены в насыщенный синий, а те, что используются как веранды — в традиционный для Кореи зеленый.

Любопытно, что в русской и англоязычной Википедиях приводятся две разные точки зрения о возникновении этого квартала. Согласно первой, он возник еще в начале XX века в период японской оккупации, когда администрация города решила переселить бедняков, населявших холм, чуть пониже — чтобы их не было видно со стороны морского порта. Очень уж они мозолили глаза гордым японским морякам!

Вторая, более популярная версия: поселение возникло в 1950-х годах, а основали его последователи религиозного движения Тхэгыкто (Taegeukdo), а также беженцы, которым просто некуда было идти после трагических событий Корейской войны. Более того, деревня раньше так и называлась — «деревня Тхэгыкто». Я думаю, верны обе версии — во всяком случае, я не вижу в них противоречия, и какое-то поселение тут могло существовать еще до войны.

Дома строились «лесенкой», чтобы каждый последующий дом не загораживал вид с предыдущего.

Сейчас трудно в это поверить, но еще лет 20 назад этот район считался бедным и неблагополучным. Лишь в 2000-х годах местное население при поддержке администрации, министерства культуры и художников-добровольцев всех мастей совместными усилиями взяли и превратили вчерашние трущобы в настоящее произведение искусства.

Гуляя по этим узким улочкам испытываешь ощущение настоящего домашнего уюта.

Сейчас деревня Камчхон представляет собой один сплошной музей современного искусства под открытым небом с множеством скульптур, различных панно, красивейшими разноцветными домиками и вездесущими деревянными «рыбками» на стенах, ставшими одним из символов района.

Из таких деревянных «рыбок», раскрашенных художниками со всего света, иногда составляются огромные фигуры.
Вблизи они выглядят так. Каждую хочется разглядывать отдельно. А их тут тысячи по всему кварталу!

Квест со сбором штампов в Камчхоне

На входе в Камчхон есть два информационных центра. За скромную плату (2000 вон) там можно приобрести сувенирную карту деревни, на которой отмечены все основные точки интереса и три варианта туристических маршрутов. Самый длинный из них предполагает посещение особых мест, при посещении которых вы можете поставить на карте штампик. Эдакий городской квест, который можно пройти даже в одиночку. Ха-ха, вызов принят!

Карта Камчхона с разворотом для печатей. Обожаю ачивки!

Первый штампик можно получить практически сразу, как только вы окажетесь на главной улице. Это — Little Museum («Маленький музей»). Это действительно музей и он действительно маленький. Как только я зашел внутрь, на меня почему-то тут же обратила внимание его смотрительница и даже провела мне фактически индивидуальную экскурсию, поведав историю Камчхона на чистом английском! Естественно, понял я далеко не всё, но это было очень мило.

Штамп №1 — Little Museum. Здание очень красивое, буквально сливается с облаками на фоне!
Рядом есть довольно жуткая скульптурная композиция: стая птиц с человеческими лицами. По замыслу художника она олицетворяет желание людей научиться летать, позабыв о земных заботах.
Водителям техники приходится очень тяжко. Немногочисленные проезды довольно узкие, всюду приходится пробиваться сквозь туристов, а уклон в некоторых местах достигает едва ли не 45 градусов!
Эта рыба — одно из популярнейших мест для фото, а заодно — отличный ориентир. Слева от нее находится лестница, ведущая к следующему штампику.
Штамп №2 можно поставить на смотровой площадке, к которой ведет эта лестница. С площадки, кстати, открывается роскошный вид!
Штамп №3 ожидает во дворе Gamcheon Moonlight Donut — магазина пончиков, украшенного фигурами котиков. К сожалению, сам магазин во время моего визита не функционировал.

Дальше дорога ведет к сувенирному магазину, возле которого есть популярная скульптура, возле которой все фотографируются. Изображает она Маленького Принца (из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери) и его друга Лиса, любующихся видом раскинувшейся перед ними деревни. Возле них всегда образуется очередь, ведь каждый хочет получить себе красивое фото с ними на память! А я что? А я умудрился даже не поймать в объектив самого Маленького Принца!

Зато смотрите, какой Лис классный…

Кстати, о Маленьком Принце. По какой-то неизвестной мне причине в Южной Корее его просто обожают. Но в особенной степени его присутствие ощущается именно здесь, в Камчхоне, где он стал одним из его символов. И это неслучайно: бегая среди ярких крошечных домиков в надежде собрать все штампики, ты сам возвращаешься в детство и чувствуешь себя тем самым мальчиком с золотистыми волосами, путешествующим по астероидам-магазинчикам.

Штамп №4 находится на нижнем ярусе сувенирного магазина «Asteroid B612». Это тоже отсылка к Маленькому Принцу — именно так называлась родная планета главного героя.

Чуть дальше дорога резко поворачивается. Здесь располагается домик-инсталляция House of Peace («Дом Мира»), цель которого — собирать на своих стенах пожелания о мире во всем мире от всех посетителей деревни. По замыслу создателей этого мемориала, он должен напоминать о том, что несмотря на красочность Камчхона, история возникновения этого места весьма драматична и не должна повторяться в будущем.

Однако большинство посетителей предпочитают признаваться тут в любви к кумирам k-pop’а. На фото видна печать для штампа №5.
Промежуточный результат! Круглые печати дополнительно ставятся в местах, где дарят открыточку.
Снова Маленький Принц?
Настоящий кукольный отель Grand Budapest! На самом деле это — музей с коллекцией викторианских кукол.

Пора двигаться дальше. Как я сказал ранее, в какой-то момент маршрут резко заворачивает на узкую улицу, которую таковой и назвать-то сложно. И вот тут с навигацией начинаются проблемы.

Штамп №6, Modern Man. Внутри домика было какое-то загадочное современное искусство, но мне интереснее было показать печать и вид из окна.
Композиция «Наш городок Камчхон». Символизирует подобие на фоне разнообразия: домики Камчхона выполнены в едином стиле, но при этом каждый в чем-то индивидуален. Так всё и у людей.
Здесь на хангыли написано стихотворение под названием «Ностальгия». Плавное изменение его формы — это метафора прошлого, настоящего и будущего.

А вот следующую печать я долго не мог найти. Не спасала даже подробная карта Камчхона, где каждый домик нарисован от руки! Ну никак я не мог сообразить, где нужно сворачивать. Несколько раз спускался и поднимался по лестнице, обошел, как мне казалось, все дома в округе (по большей части это был уже жилой район). В конце концов обессилив от жажды, я зашел в местный магазинчик и не глядя купил первый попавшийся напиток.

Я еще никогда так не ошибался… Это оказался чай из кукурузных рылец. Мерзкий, как большая часть моей жизни.
А мимо домика со штампом №7 (House of Hope II, здание с черными пятнами как у коровы) я проходил, как оказалось, несколько раз!
Эта огромная (148 ступенек!) лестница в народе получила название «Лестница, на которой увидишь звезды» («Stairs to see stars»). Романтично? Вот только назвали ее так из-за того, что местные жители, таская по ней тяжести, начинали терять сознание и видели «звездочки» перед глазами.

Дело близилось к вечеру, к тому же я много времени потратил на поиски седьмой печати — нужно было ускоряться. Судя по карте, путь до следующей печати был неблизкий, но хотя бы понятный.

Боже, какая крутая дверь!
Скульптура «Звук Камчхона». Струны натянуты настоящие, можно даже сыграть что-нибудь.
Штамп №8 — Центр сообщества (Community Center). Слева от здания — композиция «Извивающаяся деревня». Символизирует плотную застройку, как бы сливающуюся в единый живой организм.
Штамп №9 совсем близко от прошлого, чуть ниже по улице. На этот раз это дом с щенятами (House with Puppies).

Базовый экскурсионный маршрут здесь обычно заканчивается и идет в сторону выхода. Но у меня-то еще трёх штампов не хватает, поэтому я на радостях снова полез в гору! По ощущениям в тот день я похудел раза в два.

Штамп №10 — Happy Power Station. Тут есть кафе и небольшой сад на крыше.
А еще целый Камчхон в миниатюре! Обратите внимание на ящик с дефибрилятором на заднем плане. В России я их и в больнице-то не видел, а тут они висят на стенах как обычные огнетушители!

Путь к предпоследнему штампу лежал через местный рынок, расположенный по соседству с территорией храма Тхэгыкто. Тут я впервые за время пребывания в деревне почувствовал себя неловко, будто оказался в подземном переходе на площади Маркса. Я уж хотел было уйти, но какая-то добрая женщина заметила мой растерявшийся взгляд и проводила меня до печати и даже вручила открытку.

Штамп №11 там. «Псс, парень, печать не хочешь?»
Сам храм Тхэгыкто на фоне милой фотозоны. Вернее, наоборот. Фотозона на фоне храма.
«Лицо Камчхона». Статуя олицетворяет местного жителя. Не знаю, как по мне, так местные жители вовсе не такие жуткие.
Вернемся к теме Маленького Принца и его ненавистным баобабам.
Да, это Роза. Ждет своего Принца, пока тот развлекается в Пусане.

Последний штамп — это Message of Hope («Сообщение Надежды»). Композиция включает в себя 2016 деревянных «рыбок», образующих по форме дерево. Несет в себе все желания и надежды жителей деревни и ее гостей. Здесь же, прямо на логотипе Камчхона можно увидеть фигуру летчика — самого Антуана де Сент-Экзюпери. Мог ли он представить, с каким уважением будут относиться к его творчеству люди на противоположном конце света?

Штамп №12 получен. Наконец-то можно вздохнуть с облегчением. Я сделал это. За один день. И это было потрясающе!

Навигация: