Кутна-Гора: Костница в Седлеце и Собор святой Варвары
Содержание:
- Вокзал Праги и чешские поезда
- Прибытие в Кутна-Гору
- Костница в Седлеце
- Костёл Девы Марии в Седлеце
- Прогулка по Кутна-Горе
- Собор Святой Варвары
- Заключение
Вокзал Праги и чешские поезда
Не успев толком выспаться после возвращения из Карловых Вар, рано утром я вышел из своего хостела в Праге и отправился на железнодорожный вокзал (Praha hlavní nádraží или, сокращенно — Praha hl.n.). Я все-таки решился на «программу максимум» и съездить в Кутна-Гору, чтобы своими глазами увидеть знаменитую Костницу!
Честно признаться, сориентироваться на вокзале для меня оказалось сложнее, чем в аэропорту. Вокзал многоуровневый и состоит из двух терминалов: исторического и современного, в котором вы оказываетесь сразу выйдя из метро. Искать нужно пригородные кассы (Domestic departures), благо все таблички дублируются на английском.
Билет я купил прямо на кассе, хотя по идее можно было взять его и онлайн, но разбираться было уже некогда. Надеюсь, у кассирши не сильно завяли уши от моего «лет ми спик фром май харт».
Кстати, здесь до меня впервые докопался местный бомж! Впрочем, «докопался» — слишком громкое слово, простого «sorry, no cash» оказалось достаточно.
Билеты куплены, осталось найти свою платформу и — внимание! — искать поезд, который едет в сторону Брно! У поездов указываются только конечные станции.
Поезд я свой нашел и даже вовремя в него сел, но, как обычно, умудрился знатно оконфузиться. Дело в том, что меня нисколько не смутили цветочки и детские рисунки на одном из вагонов поезда, и я смело запрыгнул в него, обнаружив целое свободное купе! Радость-то какая.
И это был полный провал! Прямо перед отправлением в моё купе вошла молодая пара с грудным младенцем. Оказывается, это был специализированный вагон для родителей с детьми! Тут даже пеленальный столик встроенный с отсеком для использованных подгузников! Пока я осознавал всю неловкость ситуации, поезд тронулся с места, а в купе объявился серьезный кондуктор с требованием предъявить билетик. Мне ничего не оставалось кроме как изобразить «покерфейс» и выполнить его требование.
Видимо, кондуктор решил, что я друг семьи или вроде того, во всяком случае, выгонять он меня не стал, а сами молодожены будто и не замечали меня всю дорогу до Кутна-Горы, хоть я и сидел красный как томат от стыда.
Прибытие в Кутна-Гору
Городок Кутна-Гора встретил меня тихим частным сектором с уютными одно- и двухэтажными домиками. Вышел я на станции Kutná Hora hl.n. и пошел пешком, сверяясь с картой и ориентируясь по указателям на улицах. Власти города прекрасно понимают, зачем туристы сюда съезжаются, поэтому сделали удобную навигацию ко всем основным достопримечательностям. Заблудиться тут практически невозможно! Впрочем, у меня это получилось, но об этом чуть позже.
Костница в Седлеце (Кутна-Гора)
История этого места начинается в XIII веке, когда аббат седлецкого монастыря Генрих вернулся из «командировки» в Иерусалим, прихватив с собой пару горстей самой настоящей Священной земли с Голгофы. Освятив этой землей местное кладбище, он сразу же сделал его самым желанным местом погребения в Чехии и даже за ее пределами. Кладбище быстро росло: масла в огонь подливали вечные войны, бедствия и вспышки чумы. Места для погребений стало катастрофически не хватать.
И вот, в 1400 году посреди кладбища был построен Костёл Всех Святых, и многочисленные кости из могил просто перенесли в его подземелье — оссуарий (или, по-славянски — «костницу»). В те времена это была стандартная практика.
За целый век существования склепа в нем скопилось огромное количество костей. Тогда, согласно легенде, некий полуслепой монах лично собрал из них первые упорядоченные структуры — а именно огромные куполообразные горы по углам помещения.
Костел пару раз достраивали (в какой-то момент пришлось даже укреплять здание, которое заметно покосилось), но долгие годы храм фактически был закрыт. Лишь в 1870 году, когда земля, на которой он располагался, была выкуплена знатным родом Шварценбергов, они решили его как-нибудь украсить. Для этого они позвали известного резчика по дереву Франтишека Ринта и позволили ему дать волю фантазии.
Нынешний интерьер склепа — во многом именно его заслуга. Из наиболее выдающихся работ — огромная люстра (в ней использованы все кости человеческого скелета), фамильный герб Шварценбергов, чаши из костей и прочие декорации — гирлянды из черепов, кресты, подсвечники.
Суровая женщина-смотрительница не постесняется поворчать на каждого туриста, который достанет фотоаппарат. Снимать со вспышкой в Костнице запрещено! И автофокус тоже будьте добры выключить — инфракрасное излучение тоже негативно влияет на древние кости. Ну, так мне объяснили, по крайней мере.
Некоторые любопытные черепа занимают отдельные витрины. На одних угадываются смертельные ранения от ударов меча или топора, на других — следы успешного (!!!) хирургического вмешательства. В средневековье-то!
По ощущениям могу сказать, что несмотря на самые настоящие кости тысяч мертвых людей вокруг — место это совсем не пугает. Мне даже кажется, что это защитная реакция мозга: он всеми силами пытается абстрагироваться от окружающего ужаса, и ты воспринимаешь окружающее как не более чем причудливый интерьер.
Ну что, пора двигаться дальше?
Костёл Девы Марии в Седлеце (Кутна-Гора)
Неподалеку от Костницы расположился Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. Название честно пришлось гуглить, потому что запомнить его невозможно. Храм заложен в 1300 году и за время существования перенес пару серьезных реконструкций (во время Гуситских войн его буквально превратили в руины), и даже успел побывать складом муки!
Кутна-Гора — прогулка по городу
Далее мой путь лежал к следующей знаменитой достопримечательности Кутна-Горы — готического Собора святой Варвары. Но я не мог не задержаться, просто разглядывая эти милые домики и уютные улочки. Посмотрите, какая прелесть!
Когда я проходил мимо церкви святого Якуба, там как раз шла служба и играл орган. Признаться честно, я вообще впервые в жизни слышал орган вживую! Зайти внутрь я не решился, но минут 20 стоял у дверей и просто наслаждался прекрасной музыкой.
Собор святой Варвары
Собор святой Варвары (годы строительства 1388-1558 гг.) начинает привлекать внимание уже издалека. Как и собор святого Вита в Праге, расположен он на возвышенности и выглядит очень величественно, будто тянется к небу, касается облаков. С пражским собором его роднит еще и фамилия архитектора: Ян Парлерж был сыном Петра Парлержа, знаменитого не только самым крупным собором Чехии, но и строительством Карлова Моста.
Как и большинство средневековых соборов, за свою многовековую историю он претерпел множество реконструкций. Из относительно недавних изменений — его необычная крыша. Раньше она была выполнена в стиле барокко, но на рубеже XIX и XX веков ее заменили на некое подобие шатра. Теперь собор почему-то вызывает ассоциации с парусом на корабле.
Но все же самое прекрасное в нем — это интерьер. На стенах собора сохранилось множество старинных фресок, некоторые из них — в том самом забавном стиле «страдающего средневековья», по которому сейчас модно клепать мемы.
Ни старинные фрески, ни произведения искусства не могут заставить меня так прочувствовать дыхание времени, как это делают обычные нацарапанные неизвестно кем надписи на стенах. Ведь их наверняка оставляли не великие художники и архитекторы, а самые простые работяги и обыватели — такие же, как мы с вами. Наверняка их тоже гоняла охрана, и они так же ехидно хихикали, как современные уличные художники, совершив очередной акт вандализма.
Смотришь на сердечко с надписью «1832» и представляешь как стоит на этом самом месте молодой парень и демонстрирует возлюбленной свой новоиспеченный «след в истории». Быть может, она его отшила, а может — растрогалась до слез — но они здесь! Рядом! Там же, где и ты, просто в другой временной плоскости. Возможно, всё было и не так, и сердечко было нарисовано значительно позже, но и в этом есть своя прелесть: это же сразу несколько слоев истории!
А дальше — любопытный факт. В какой-то момент я обратил внимание на загадочные «руны» на стенах и колоннах собора. Если не искать специально, можно их и не заметить, но при этом они были повсюду — даже снаружи здания! Мне это показалось очень странным и даже каким-то жутким. Не может же христианский собор быть исписан сатанинско-магическими знаками?
Как известно, крупные готические соборы могли строиться веками, и за время строительства успевало смениться несколько поколений каменщиков. Вокруг таких строек постепенно образовывались сообщества по интересам, затем они плавно переходили в тайные кружки, которые, видимо, и привели в итоге к появлению самого закрытого общества.
Начало темнеть, пора собираться на поезд. Я еще раз бросил свой взгляд на этот прекрасный собор, прошелся по окрестностям и двинулся в сторону станции.
Заключение
Помните, я говорил, что заблудиться в Кутна-Горе невозможно? Вот вам эксклюзивная инструкция, как это сделать. Просто придите изначально не на ту железнодорожную станцию! Дело в том, что в Кутна-Горе есть 3 ж/д станции: Kutná Hora město, Kutná Hora-Sedlec и, собственно, вокзал — Kutná Hora hl.n. За каким-то чёртом я приперся на станцию Kutná Hora město и стал ждать поезда. Я понял, что что-то не так, когда захотел в туалет и обнаружил, что здание станции наглухо закрыто! Я еще раз сверился с картой и понял, что почти 20 минут стою в полутора километрах от нужного мне вокзала…
Час уже поздний, на дороге никаких намеков на общественный транспорт. И вот я уже почти бегу по незнакомому городу в надежде успеть на свою электричку! Романтика. Закончилось всё хорошо: благополучно пропустив поезд, я всё-таки успел на следующий. Благо билеты на пригородные поезда не привязаны к конкретному времени и действуют в течение суток.
Навигация: