Кутна-Гора: Костница в Седлеце и Собор святой Варвары

Содержание:

Вокзал Праги и чешские поезда

Не успев толком выспаться после возвращения из Карловых Вар, рано утром я вышел из своего хостела в Праге и отправился на железнодорожный вокзал (Praha hlavní nádraží или, сокращенно — Praha hl.n.). Я все-таки решился на «программу максимум» и съездить в Кутна-Гору, чтобы своими глазами увидеть знаменитую Костницу!

Главный ж.д. вокзал. Вернее, его современная часть

Честно признаться, сориентироваться на вокзале для меня оказалось сложнее, чем в аэропорту. Вокзал многоуровневый и состоит из двух терминалов: исторического и современного, в котором вы оказываетесь сразу выйдя из метро. Искать нужно пригородные кассы (Domestic departures), благо все таблички дублируются на английском.

Старое здание вокзала. Фактически, стоянка слева и даже дорога находятся НАД новым терминалом с прошлого фото.

Билет я купил прямо на кассе, хотя по идее можно было взять его и онлайн, но разбираться было уже некогда. Надеюсь, у кассирши не сильно завяли уши от моего «лет ми спик фром май харт».

Кстати, здесь до меня впервые докопался местный бомж! Впрочем, «докопался» — слишком громкое слово, простого «sorry, no cash» оказалось достаточно.

Красоты исторической части вокзала.
Полиция помогает и… хранит? Ну, что ж, спасибо.

Билеты куплены, осталось найти свою платформу и — внимание! — искать поезд, который едет в сторону Брно! У поездов указываются только конечные станции.

Ооо, это место было в фильме «Человек-Паук: Вдали от дома»!
Как-то так выглядят чешские электрички. Скромно, но стильно.

Поезд я свой нашел и даже вовремя в него сел, но, как обычно, умудрился знатно оконфузиться. Дело в том, что меня нисколько не смутили цветочки и детские рисунки на одном из вагонов поезда, и я смело запрыгнул в него, обнаружив целое свободное купе! Радость-то какая.

Неужели я доеду до своей станции в тишине и полном одиночестве? Кайф!

И это был полный провал! Прямо перед отправлением в моё купе вошла молодая пара с грудным младенцем. Оказывается, это был специализированный вагон для родителей с детьми! Тут даже пеленальный столик встроенный с отсеком для использованных подгузников! Пока я осознавал всю неловкость ситуации, поезд тронулся с места, а в купе объявился серьезный кондуктор с требованием предъявить билетик. Мне ничего не оставалось кроме как изобразить «покерфейс» и выполнить его требование.

Странный стол какой-то…

Видимо, кондуктор решил, что я друг семьи или вроде того, во всяком случае, выгонять он меня не стал, а сами молодожены будто и не замечали меня всю дорогу до Кутна-Горы, хоть я и сидел красный как томат от стыда.

Вид из окошка. Слева в углу заметен отсек для подгузников в столе.

Прибытие в Кутна-Гору

Городок Кутна-Гора встретил меня тихим частным сектором с уютными одно- и двухэтажными домиками. Вышел я на станции Kutná Hora hl.n. и пошел пешком, сверяясь с картой и ориентируясь по указателям на улицах. Власти города прекрасно понимают, зачем туристы сюда съезжаются, поэтому сделали удобную навигацию ко всем основным достопримечательностям. Заблудиться тут практически невозможно! Впрочем, у меня это получилось, но об этом чуть позже.

Частный сектор здорового человека. Слева на заднем плане — табачная фабрика Philip Morris.
Милый оранжевый ресторанчик.
Это необычное здание — отличный ориентир: чтобы попасть в Костницу, нужно сразу возле него свернуть направо.
На месте! Приятно все-таки вживую находить знакомые очертания зданий, ранее виденных только на фото.

Костница в Седлеце (Кутна-Гора)

У ворот костницы туристов встречает такая вот прелесть.

История этого места начинается в XIII веке, когда аббат седлецкого монастыря Генрих вернулся из «командировки» в Иерусалим, прихватив с собой пару горстей самой настоящей Священной земли с Голгофы. Освятив этой землей местное кладбище, он сразу же сделал его самым желанным местом погребения в Чехии и даже за ее пределами. Кладбище быстро росло: масла в огонь подливали вечные войны, бедствия и вспышки чумы. Места для погребений стало катастрофически не хватать.

Вокруг костёла и в наши дни сохранилось небольшое кладбище. Церковь будто растет посреди надгробий.

И вот, в 1400 году посреди кладбища был построен Костёл Всех Святых, и многочисленные кости из могил просто перенесли в его подземелье — оссуарий (или, по-славянски — «костницу»). В те времена это была стандартная практика.

Сам костёл какого-то трепета не вызывает. Внешне это — маленькая готическая церквушка.

За целый век существования склепа в нем скопилось огромное количество костей. Тогда, согласно легенде, некий полуслепой монах лично собрал из них первые упорядоченные структуры — а именно огромные куполообразные горы по углам помещения.

Одна из изначальных куч костей. Таких тут 4 штуки.
Некоторые черепа треснуты. Сейчас так сходу и не скажешь, поломались они уже будучи в склепе, или же это прижизненные травмы их хозяев.

Костел пару раз достраивали (в какой-то момент пришлось даже укреплять здание, которое заметно покосилось), но долгие годы храм фактически был закрыт. Лишь в 1870 году, когда земля, на которой он располагался, была выкуплена знатным родом Шварценбергов, они решили его как-нибудь украсить. Для этого они позвали известного резчика по дереву Франтишека Ринта и позволили ему дать волю фантазии.

Говорят, что в этой люстре использована каждая кость человеческого скелета. Хочется верить на слово.

Нынешний интерьер склепа — во многом именно его заслуга. Из наиболее выдающихся работ — огромная люстра (в ней использованы все кости человеческого скелета), фамильный герб Шварценбергов, чаши из костей и прочие декорации — гирлянды из черепов, кресты, подсвечники.

Подсвечники из черепов.
Сейчас свечи с них уже убраны. Вероятно, чтобы не портили микроклимат в помещении.
Одна из костяных ваз.
Герб Шварценбергов — старинного дворянского рода.

Суровая женщина-смотрительница не постесняется поворчать на каждого туриста, который достанет фотоаппарат. Снимать со вспышкой в Костнице запрещено! И автофокус тоже будьте добры выключить — инфракрасное излучение тоже негативно влияет на древние кости. Ну, так мне объяснили, по крайней мере.

Художник очень трогательно изобразил птицу, которая выклёвывает глаз у отрубленной головы турка. Этот необычный сюжет появился в гербе Шварценбергов после 1599 года, когда Адольф Шварценберг получил титул графа за победу над турецкими войсками в битве у Раба.
Мрачнее места и не придумаешь. Тем не менее, оно действительно заставляет задуматься о скоротечности жизни и тленности бытия.
Детали костяной люстры — самого заметного предмета костницы.
Жутковатый туннель. Вглядываешься в него — а там тьма. Смерть. Буквально.

Некоторые любопытные черепа занимают отдельные витрины. На одних угадываются смертельные ранения от ударов меча или топора, на других — следы успешного (!!!) хирургического вмешательства. В средневековье-то!

Судя по гладким наростам вокруг дыры, носитель этого черепа мало того, что не помер во время операции, так еще и жил после этого долго и счастливо.
Черепа участников Гуситских войн со следами травм. Некоторые из них выжили после ранения. Особенно пугает экземпляр слева: тут же явно кинжал в голову вонзили под углом, как он выжить умудрился?..

По ощущениям могу сказать, что несмотря на самые настоящие кости тысяч мертвых людей вокруг — место это совсем не пугает. Мне даже кажется, что это защитная реакция мозга: он всеми силами пытается абстрагироваться от окружающего ужаса, и ты воспринимаешь окружающее как не более чем причудливый интерьер.

Этот крест часто изображают на сувенирной продукции, кстати. У меня магнитик с ним, например.

Ну что, пора двигаться дальше?

Кстати, буквально через дорогу от Костницы есть сувенирная лавка с соответствующей продукцией.

Костёл Девы Марии в Седлеце (Кутна-Гора)

Неподалеку от Костницы расположился Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя. Название честно пришлось гуглить, потому что запомнить его невозможно. Храм заложен в 1300 году и за время существования перенес пару серьезных реконструкций (во время Гуситских войн его буквально превратили в руины), и даже успел побывать складом муки!

Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя.
Сейчас над его входом висит почётная табличка о включении этого памятника архитектуры в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В интерьере ничего особого я не увидел, поэтому тратить деньги на входной билет не стал, ограничившись общим видом.

Кутна-Гора — прогулка по городу

Какой-то гастролирующий цирк.
Зверушки.

Далее мой путь лежал к следующей знаменитой достопримечательности Кутна-Горы — готического Собора святой Варвары. Но я не мог не задержаться, просто разглядывая эти милые домики и уютные улочки. Посмотрите, какая прелесть!

Уютные мощёные брусчаткой улицы, почти полное отсутствие рекламы, чистота.
По какой-то причине здесь много круглых часов. Выглядит очень необычно и мило. Видно, что городок небогатый, не хватает бюджета на реставрацию фасадов, но уж лучше так, чем обшивать исторические здания дешевым вентфасадом, как это часто делают у нас.
По безлюдным переулкам очень приятно гулять. Туристы в основном кучкуются возле двух главных достопримечательностей Кутна-Горы, в остальном же это просто маленький провинциальный городок.
У дороги обнаружилась крошечная часовня. На свободном от штукатурки участке фасада можно увидеть старую надпись с датой строительства — 1727 год.
Чешский музей серебра «Градек» расположен в историческом здании с красивым эркером. Здесь представлены экспозиции, посвященные традициям добычи и обработки серебра в Кутна-Горе. На территории музея даже шахта есть.
Костел Девы Марии. Здесь вообще много храмов, ведь в былые времена это был чуть ли не второй по значимости город Чехии после Праги. В средние века Кутна-Гора была центром серебряной промышленности, но с истощением месторождения город пришел в упадок.
А эта, пожалуй, самая заметная башня в городе — принадлежит Костёлу святого Якуба.

Когда я проходил мимо церкви святого Якуба, там как раз шла служба и играл орган. Признаться честно, я вообще впервые в жизни слышал орган вживую! Зайти внутрь я не решился, но минут 20 стоял у дверей и просто наслаждался прекрасной музыкой.

Интересно, что изначально колокольных башен должно было быть две, но архитекторы ошиблись в расчетах: храм начал коситься. Вторую башню достраивать не стали, но первая все же слегка наклонена и по сей день.

Собор святой Варвары

Собор святой Варвары (годы строительства 1388-1558 гг.) начинает привлекать внимание уже издалека. Как и собор святого Вита в Праге, расположен он на возвышенности и выглядит очень величественно, будто тянется к небу, касается облаков. С пражским собором его роднит еще и фамилия архитектора: Ян Парлерж был сыном Петра Парлержа, знаменитого не только самым крупным собором Чехии, но и строительством Карлова Моста.

Собор св. Варвары, зелень и солнышко. Фото не передает и процента всей красоты.
На пути к собору вас «сопровождают» статуи святых, почти как на Карловом Мосту.
Фасад собора выглядит плоским, будто здание отрезали ножом. Это сильно контрастирует с противоположной (полукруглой) его частью. Предполагаю, это связано с тем, что изначально собор планировался более длинным.
Как бы то ни было, с этого ракурса собор безумно красив!
С другой стороны собор утопает в зелени.

Как и большинство средневековых соборов, за свою многовековую историю он претерпел множество реконструкций. Из относительно недавних изменений — его необычная крыша. Раньше она была выполнена в стиле барокко, но на рубеже XIX и XX веков ее заменили на некое подобие шатра. Теперь собор почему-то вызывает ассоциации с парусом на корабле.

Но все же самое прекрасное в нем — это интерьер. На стенах собора сохранилось множество старинных фресок, некоторые из них — в том самом забавном стиле «страдающего средневековья», по которому сейчас модно клепать мемы.

Нет, он не лепит пельмени молотком. Тут изображена чеканка серебряных монет. Напомню, что Кутна-Гора славилась в первую очередь серебряными рудниками.
Тут должна была быть остроумная подпись, но за шутки про Иисуса можно и реальный срок получить.

Ни старинные фрески, ни произведения искусства не могут заставить меня так прочувствовать дыхание времени, как это делают обычные нацарапанные неизвестно кем надписи на стенах. Ведь их наверняка оставляли не великие художники и архитекторы, а самые простые работяги и обыватели — такие же, как мы с вами. Наверняка их тоже гоняла охрана, и они так же ехидно хихикали, как современные уличные художники, совершив очередной акт вандализма.

Кто же ты, J.D.?..

Смотришь на сердечко с надписью «1832» и представляешь как стоит на этом самом месте молодой парень и демонстрирует возлюбленной свой новоиспеченный «след в истории». Быть может, она его отшила, а может — растрогалась до слез — но они здесь! Рядом! Там же, где и ты, просто в другой временной плоскости. Возможно, всё было и не так, и сердечко было нарисовано значительно позже, но и в этом есть своя прелесть: это же сразу несколько слоев истории!

Витражи собора выполнены в начале XX века по эскизам Франтишека Урбана. На них изображены как сцены из истории города, так и классические библейские сюжеты. Здесь, например, изображено поклонение волхвов.
Относительно свежие витражи красиво играют на свету и будто бы «оживляют» старинные фрески, наполняют их красками.
Своды собора с «цветочками». В промежутках изображены гербы и какие-то символы.
Красиво. Знать бы еще, что это всё значит.
Тут явно указан год, но… 1547? Некоторые цифры выглядят очень непривычно.
Верхний ярус украшен деревянными статуями святых.

А дальше — любопытный факт. В какой-то момент я обратил внимание на загадочные «руны» на стенах и колоннах собора. Если не искать специально, можно их и не заметить, но при этом они были повсюду — даже снаружи здания! Мне это показалось очень странным и даже каким-то жутким. Не может же христианский собор быть исписан сатанинско-магическими знаками?

Но всё оказалось прозаичнее. Это всего лишь масонские метки (masons’ marks).
Нет, речь не о рептилоидах с планеты Нибиру, я о настоящих «вольных каменщиках», которые занимались непосредственно возведением храмов в Европе.
Эти метки помогали им верно распределять заработную плату между строителями, определяли фронт работ и границы участков.

Как известно, крупные готические соборы могли строиться веками, и за время строительства успевало смениться несколько поколений каменщиков. Вокруг таких строек постепенно образовывались сообщества по интересам, затем они плавно переходили в тайные кружки, которые, видимо, и привели в итоге к появлению самого закрытого общества.

Собор мне очень понравился. В отличие от своего пражского «собрата» народу здесь было совсем немного и можно было спокойно изучить каждый закуток.
Орган над главным порталом.
Деревянные хоровые лавки работы резчика Якуба Нимбурка.
Каменная кафедра была выполнена каменотёсом Леопольдом в 1560 году, а в XVII веке иезуиты дополнительно украсили его деревянной обшивкой.
Можно подняться на верхний ярус и посмотреть на орган с обратной стороны!
На втором этаже также расположена выставка, посвященная истории собора.
«Вася + Маша», средневековая версия.
Чтобы поставить свечку, пожертвуй 5 крон в ящичек. Подношение добровольное, никто за этим не следит.

Начало темнеть, пора собираться на поезд. Я еще раз бросил свой взгляд на этот прекрасный собор, прошелся по окрестностям и двинулся в сторону станции.

Вечереет.
Возле колледжа Иезуитов стоит здоровенный металлический шар. Оказывается, его даже можно покрутить руками, но я узнал об этом уже будучи дома, эх…

Заключение

Помните, я говорил, что заблудиться в Кутна-Горе невозможно? Вот вам эксклюзивная инструкция, как это сделать. Просто придите изначально не на ту железнодорожную станцию! Дело в том, что в Кутна-Горе есть 3 ж/д станции: Kutná Hora město, Kutná Hora-Sedlec и, собственно, вокзал — Kutná Hora hl.n. За каким-то чёртом я приперся на станцию Kutná Hora město и стал ждать поезда. Я понял, что что-то не так, когда захотел в туалет и обнаружил, что здание станции наглухо закрыто! Я еще раз сверился с картой и понял, что почти 20 минут стою в полутора километрах от нужного мне вокзала…

Час уже поздний, на дороге никаких намеков на общественный транспорт. И вот я уже почти бегу по незнакомому городу в надежде успеть на свою электричку! Романтика. Закончилось всё хорошо: благополучно пропустив поезд, я всё-таки успел на следующий. Благо билеты на пригородные поезда не привязаны к конкретному времени и действуют в течение суток.

Кстати, такие сетки под нишами и штыри на горизонтальных поверхностях в Европе практически повсюду. Сделано это, чтобы защитить город и его жителей от голубиного помёта.

Навигация: